|
ПреподаваниеИгропрактикум Кто сказал, что игра – это занятие для детей? Игра – один из способов передачи культуры и знаний, средство социализации личности, освоения ею «большого», сложного, неигрового в принципе мира, признанный в теории и на практике институт образования и воспитания. Игре, наряду с другими средствами, принадлежит ключевое место в педагогическом арсенале преподавателя. Автор этих строк, увлекшись играми, разработал обширный игровой комплекс, более сотни игр, о котором с энтузиазмом рассказывал коллегам-преподавателям и слушателям курсов усовершенствования учителей. Некоторые из этих игр вошли в «Игропрактикум», размещенный на настоящем авторском сайте. Почему же только некоторые? Не все игровые идеи выдержали проверку практикой. Одни игры были встречены прохладно и после двух-трех попыток благополучно забыты. Другие, несмотря на шумный успех, автор вычеркнул из списка сам, придя к пониманию, что неэффективно тратит дорогое учебное время. Так что с играми далеко не все просто. Как и в любом серьезном деле, выбор игр должен мотивироваться целями, которые ставит перед собой преподаватель. Этих целей может быть несколько. Во-первых, игра – упрощенная и схематизированная (иногда – утрированная до пародийности) модель действительности. Используя игру, преподаватель «втаскивает» в учебную аудиторию фрагмент действительности, позволяет пожить в этой действительности, поработать с ней, освоить ее и освоиться в ней. А это, на мой взгляд, и составляет основное содержание любого образовательного процесса. Во-вторых, игра позволяет преподавателю посмотреть на своих питомцев со стороны – проверить качество подготовки, оценить уровень знаний и навыков. В-третьих, одна из задач игры – снять первоначальное психологическое напряжение, отчужденность, растормошить участников, «разморозить» их, сделать общение более естественным, простым, откровенным. В-четвертых, игра может решать задачи профессионального тренинга. Здесь арсенал игр особенно широк и многообразен: от обсуждения (в игровой форме) ситуаций – до сложных многоэпизодных деловых игр, растягивающихся иногда на месяцы и даже годы. В-пятых, игра может иметь целью слом профессиональных стереотипов, методологическое перевооружение сознания, поиск нестандартных решений сложных проблем, самоопределение участника в игре, в профессии и в жизни. Столь высокие и ответственные цели может ставить перед собой, пожалуй, наиболее сложный вид игр – организационно-деятельностные игры (ОДИ). Наконец, в-шестых, игра может не иметь никаких других целей, кроме как занять время видимостью полезной работы, для того чтобы учащиеся не шумели, не баловались, не бегали по коридорам. А что? И такие задачи приходится подчас решать преподавателю. Очертив в общем виде задачи и содержание «Игропрактикума», оттолкнемся от причала и отправимся в мир игр. |
|||||